Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России ветвь исполнительной власти представлена мощным и разветвленным аппаратом. Данный аппарат включает в себя органы и учреждения, которые служат цели достижения государственных задач, свойственных для исполнительно-распорядительной системы. В связи с иерархичностью, многоступенчатостью и многофункциональностью системы исполнительной власти в настоящее время одной из актуальных задач является развитие эффективной системы межведомственного взаимодействия.
Сущностным признаком Российской Федерации как демократического федеративного правового государства является возможность граждан принимать непосредственное участие в управлении его делами. Среди возможных форм такого участия в Российской Федерации, выступающей одновременно в качестве одной из основ конституционного строя России, выделяется непосредственное народовластие.
В последнее время подчеркивается заинтересованность государства в развитии различных проявлений гражданских инициатив, которые должны учитываться при осуществлении государственной политики. Широкие возможности осуществления инициатив граждан необходимо рассматривать в качестве одного из условий становления в России правового государства и дальнейшей его демократизации.
Данный факт указывает на необходимость дальнейшего развития системы гражданских инициатив в Российской Федерации. Это положительно скажется на сближение общества и государства, что следует рассматривать как один из факторов, способствующих минимизации социальной напряженности в публично-правовой сфере.
При наличии определенной степени разработанности темы в литературе отсутствует единый унифицированный подход к вопросам взаимосвязей в системе государственного аппарата и гражданского общества. Представляется необходимым отметить исследования авторов, которые отличаются повышенной значимостью в контексте анализа выбранной темы. Это, прежде всего, А.В. Данилин, Н.А. Храмцовская, В.А. Кириллова, Е.И. Иванова, Е.Ю. Ястребова, О.Н. Сметанина.
Ряд авторов имеет существенные достижения в деле разработки проблемы правового статуса и разграничения полномочий между взаимодействующими частями государственного аппарата.
Определенные аспекты взаимодействия между государственными органами в сфере электронных систем затрагивали в своих исследованиях такие авторы, как О.С. Рогачева, И.Л. Бачило, С.С. Зенин, Е.М. Бледнова, Е.В. Гриценко. Сфера распределения полномочий государственных органов и разграничения предметов ведения более активно изучались в отечественной литературе как монографического, так и учебно-методического характер. Отметим таких исследователей, как Т.Я. Хабриева, М.Н. Абдулаев, Ю.Н. Старилов, Н.В. Витрук, К.В. Черкасов, М.В. Баглай, С.Н. Махина, В.И. Васильев, Д.А. Керимов, Г.В. Атаманчук, В.Н. Кудрявцев, В.Я. Бойцов, И.Л. Бачило, B.C. Нерсесянц, Т.Д. Зражевская, Б.М. Кузнецов, И.Д. Беляев, А.Ф. Ноздрачев.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных исследователей в области теории и истории государства и права, конституционного и муниципального права.
Среди них работы российских ученых историков и юристов дореволюционного периода, уделявших внимание проблемам теоретического осмысления вопросов, связанных с участием граждан в управлении государственными и общественными делами (И.Д. Беляева, М.Ф. Владимирского-Буданова, Ф.Ф. Кокошина, Н.М. Костомарова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина)
Объектом исследования органы местного самоуправления и автономные организацияи.
Предмет исследования - система отношений, возникающая в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с автономным организациями.
Цель исследования – разработка направлений повышения эффективности коммуникаций органов местного самоуправления с автономными организациями.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С АВТОНОМНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
1.1. Генезис понятия «институты гражданского общества»
Изучению феномена «гражданское общество» посвящено около 200 диссертаций по философии, политологии, юриспруденции. Гражданское общество в современной России исследовали Н.А. Колесникова, Е.Л. Рябова. В.В. Гриб изучал проблемы сотрудничества органов государственной власти и институтов гражданского общества. В сфере экономики России Е.В. Боряк, И.В. Воронина, Н.Д. Демкина, В.А. Кунцевич исследовали становление, теоретико-методологические аспекты и роль гражданского общества. На Донбассе О.А. Ашурков, Л.И. Кущ, Н.В. Черкасская исследовали проект Закона Донецкой Народной Республики «О государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве». Л.И. Кущ разработала пути совершенствования перспективного законодательства о государственно (муниципально)- частном партнёрстве. Т.Д. Василенко посвятила научную работу изучению взаимодействия органов власти и бизнеса как инструмента обеспечения социальной стабильности в промышленных регионах.
Понятие «гражданское общество» появилось в Новое время в трудах Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш. Монтескье и др. Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировалась на идеях естественного права и общественного договора. Гражданское общество представляет собой результат контракта, соглашения, подразумевающее отношения взаимности, добровольности между государством и гражданином. По Локку, естественное сообщество людей превращается в гражданское общество тогда, «когда какое-либо число людей так объединено в одно общество, что каждый из них отказывается от своей исполнительной власти, присущей ему по закону природы и передает ее обществу».
Россия в своей истории пережила не одну волну переструктурирования социального пространства, когда рушилось прежнее социальное устройство, менялся ценностный мир, формировались новые ориентиры, образцы и нормы поведения, гибли целые слои, рождались новые общности. На пороге XXI века Россия вновь переживает сложный и противоречивый процесс обновления.
Существенная трансформация структуры российского общества, для которой необходимо преобразование институтов собственности и власти, - длительный процесс. Тем временем стратификация общества будет и дальше терять жесткость и однозначность, приобретая форму размытой системы, в которой переплетаются слоевая и классовая структуры.
Безусловно, гарантом процесса обновления России должно стать формирование гражданского общества, что и представляет актуальность избранной мною темы.
Гражданское общество – высшая стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся негосударственные, неполитические отношения, законодательно огражденные от произвольного вмешательства государства. Функционирует в диалектическом единстве с правовым государством.
Со второй половины XIX в. проблема гражданского общества стала разрабатываться в русской общественной и научной мысли ( Б.Н. Чичерин, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк и др.). Формирование же гражданского общества в России начинается в период царствования Александра I. Именно в это время отдельные сферы гражданской жизни, не связанные с военным и придворным чиновничеством – салоны, клубы и т.д. В результате реформ Александра II возникают земства, различные союзы предпринимателей, институты милосердия, культурные общества. Однако процесс образования гражданского общества был прерван революцией 1917г. Тоталитаризм блокировал саму возможность возникновения и развития гражданского общества.
Начавшиеся с 1985г. преобразования имели целью формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частная. Номенклатурная бюрократия, подчинив себе государство и овладев собственностью, переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры и тем самым в значительной мере оградила их от общественного контроля. Отношения между государством и обществом развиваются в современной России на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, с одной стороны, а с другой – неспособностью или нежеланием правящей элиты создать новые «правила игры» в качестве обязательных для всех групп, включая себя. Пока государство в лице бюрократии не стремится к самоограничению и поощрению самодеятельности граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике.
Особенность нынешней ситуации в России состоит в том, что элементы гражданского общества предстоит создавать во многом заново. Выделим наиболее принципиальные направления становления гражданского общества в современной России:
- формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества;
-появление адекватной этой структуре системы реальных интересов, объединяющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность;
-возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно-политических движений, составляющих главных институты гражданского общества;
-обновления взаимоотношений между социальными группами и общностями (национальными, профессиональными, региональными, половозрастными и др.)
-создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;
-формирование и развертывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма.
Гражданское общество - это негосударственная часть общественной жизни, своего рода социальное пространство, в котором люди связаны между собой и взаимодействуют друг с другом в качестве свободных независимых субъектов. Главным действующим субъектом гражданского общества является суверенная личность, свободно ставящая цели своей деятельности и определяющая способы их достижения, а также наличие «среднего класса».
Гражданское общество – это целая система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призвана обеспечить условия для самореализации отдельного индивида, коллективов , реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных. В чем же особенность общественных отношений в сфере гражданского общества? Для государства характерно преобладание иерархических, вертикальных властных отношений. Гражданское же общество строится на основе горизонтальных, невластных связях и отношениях.
В современных условиях основу гражданского общества составляют экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом.
Статья 8, гл.1 п.2. Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Наличие собственности служит основополагающим условием свободы личности в любом обществе.
Гражданское общество- это организационно-структурированное социальное пространство. Человек как личность имеет определенную систему ценностей, потребностей, интересов. Люди на добровольной основе объединяются в ассоциации (объединение, союзы, организации, центры, клубы, фонды и т.д.) Объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных , семейных, культурных , правовых и многих других ценностей и интересов граждан. Специфика всех этих ассоциаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами.
Следующий уровень- это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи.
Основная функция гражданского общества – наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов.
На основе законности оно обеспечивает защиту частных с
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. О некоммерческих организациях : Федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 31 дек. 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации 1996. №3. Ст. 145.
2. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
3. Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 23.12.2013
4. Федеральный закон «О защите конкуренции»
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.
6. Аскеров М. Н. Особенности государственной финансовой поддержки некоммерческим организациям // Актуальные вопросы современной экономики. 2015. № 2. С. 94—101.
7. Бутова Т.В. Взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 3. - С. 119-128.
8. Ванеев О. Н. Муниципальный грант как форма поддержки некоммерческих организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 5. С. 99—102.
9. Гимазова Ю. В., Омельченко Н. А. Российский опыт взаимодействия органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями // Вестник университета (государственный университет управления). 2011. № 11. С. 22—36.
10. Голубев С. В., Славгородская М. Ю. Система государственной поддержки СО НКО как инструмент развития рынка социальных услуг. М. : Грифон, 2017. 60 с.
11. Жеданкова И. В. Организация и проведение PR-коммуникаций для некоммерческих организаций // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 23—26.
12. Иванова М.И. Способы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества // Конституция в эпоху глобализации: материалы V Международного конституционного форума, посвященного 20-летию принятия Конституции Российской Федерации. М., 2014.
13. Информационный портал Комитета общественных связей и молодежной политики Ленинградской области «Область добра». URL:: http://душевная.москва/ru-RU/nkolab-kurs.html (дата обращения: 14.11.2019)
14. Козырев М.С. Порядок принятия и исполнения государственных программ Ленинградской области. Материалы Афанасьевских чтений. 2018. № 1 (22). С. 14-20.
15. Лазаренко А. Л. Взаимодействие государственных и муниципальных органов с некоммерческими организациями в социальной сфере // Вестник ОрелГИЭТ. 2007. № 2 (2). С. 125—131.
16. Маракулина К. А. Проблемы взаимодействия органов государственной власти с социально ориентированными некоммерческими организациями // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4. С. 306—310.
17. Михеев Д. С. Реализация принципа гласности местного самоуправления через взаимодействие органов местного самоуправления с некоторыми институтами гражданского общества // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2017. № 8. С. 143—158.
18. Миловидова Н.А., Федотов П.В. Механизм практики взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - М., 2013.
19. Неркарарян А. С. Совершенствование взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления : дис. ... магистра. Екатеринбург, 2015. 168 с.
20. Погодина Е. В. Органы местного самоуправления как субъект развития социального партнерства : дис. ... магистра. Екатеринбург, 2015. 124 с.
21. Сесявин Е. А. Развитие механизмов государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне : автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2015. 17 с.
22. Скворцов В. Н., Кузьмин Д. В. Доклад о состоянии гражданского общества в Челябинской области. Челябинск : Абрис, 2015. 150 с.
23. Соловьев А. Ю. Совершенствование мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на местном уровне : метод. рекомендации для муницип. образований Республики Саха (Якутия). Пермь : Грани, 2014. 108 с.
24. Субочева В. А. Социальное партнерство органов государственной власти и некоммерческих организаций: правовые аспекты // Современное право. 2015. № 9. С. 4—10.
25. Сысоева В. П., Максимова М. Н. Анализ участия социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Татарстан в республиканских грантовых конкурсах для некоммерческих организаций // Специфика профессиональной деятельности социальных работников: к 100-летию Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород, 2015. С. 469—473.
26. Титов С. Р. Классификация некоммерческих организаций в официальной статистике, ее совершенствование II Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. 2016. № 3. С. 195—198.
27. Хопатько В. А., Веприкова Е. Б. Муниципальный грант в сфере культуры и искусства. Опыт городского округа Благовещенск (Амурская область) : информац.-метод. пособие I под общ. ред. С. К. Смоленцова. Хабаровск : Дальневосточ. центр соц. инноваций, 2016. 190 с.
28. Цуканова О. М. Государственная финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в России II Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016. № 27. С. 217—222.
29. Чистяков А.В. Региональные особенности взаимодействия власти и институтов гражданского общества в многонациональном социуме // Коммуникология. - 2014. - Т. 4, № 2. - С. 180-186.
30. Шавтикова З. А. Особенности организации финансов некоммерческих организаций II Наука через призму времени. 2018. № 11 (20). С. 88—89.
31. Шутак И.Д. Взаимодействие публичной власти и институтов гражданского общества как техника демократизации правотворчества: международный опыт // Юридическая техника. - 2014. - №8. - С. 570-574.